Является ли передача тестеров спонсорской помощью или дарением?
Правоотношения, возникающие в связи с передачей и распространением рекламной продукции, могут быть как возмездными, так и безвозмездными. Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 546 ГК дарение между коммерческими организациями не допускается, а образцы товаров (тестеров) часто поставляются в объекты торговли (покупателям) безвозмездно, возникает вопрос, не является ли такая передача дарением или безвозмездной спонсорской помощью.
Существенным признаком безвозмездной (спонсорской) помощи исходя из части второй п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300) является ее предоставление при одновременном наличии безвозмездности, безвозвратности, добровольности и свободы выбора ее целей. В рассматриваемом случае передача образцов товаров (тестеров) производится в целях обеспечения (повышения) эффективности торговли с их использованием, ознакомления потребителей с особенностями и свойствами предлагаемого к продаже товара, что по своей правовой природе не соответствует основному признаку безвозмездной (спонсорской) помощи — ее безвозмездности. Передавая образцы товаров (тестеры), производитель (поставщик) рассчитывает на получение обратного результата (преследует коммерческие цели), выраженного в формировании и поддержании у покупателя положительного имиджа о продукции (производителе, продавце), увеличении покупательского спроса и объема продаж.