Является ли передача тестеров спонсорской помощью или дарением?
Правоотношения, возникающие в связи с передачей и распространением рекламной продукции, могут быть как возмездными, так и безвозмездными. Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 546 ГК дарение между коммерческими организациями не допускается, а образцы товаров (тестеров) часто поставляются в объекты торговли (покупателям) безвозмездно, возникает вопрос, не является ли такая передача дарением или безвозмездной спонсорской помощью.
Существенным признаком безвозмездной (спонсорской) помощи исходя из части второй п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300) является ее предоставление при одновременном наличии безвозмездности, безвозвратности, добровольности и свободы выбора ее целей. В рассматриваемом случае передача образцов товаров (тестеров) производится в целях обеспечения (повышения) эффективности торговли с их использованием, ознакомления потребителей с особенностями и свойствами предлагаемого к продаже товара, что по своей правовой природе не соответствует основному признаку безвозмездной (спонсорской) помощи — ее безвозмездности. Передавая образцы товаров (тестеры), производитель (поставщик) рассчитывает на получение обратного результата (преследует коммерческие цели), выраженного в формировании и поддержании у покупателя положительного имиджа о продукции (производителе, продавце), увеличении покупательского спроса и объема продаж.
Кроме того, в соответствии с абзацами шестым и девятым ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» реклама представляет собой информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке. Объектом рекламирования могут быть в том числе продукция, товар, работа или услуга, организация, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций, средства индивидуализации организаций, результаты интеллектуальной деятельности. Информация об объекте рекламирования распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из приведенных норм усматривается, что основной целью рекламных мероприятий является не бесплатная передача потребителям рекламных образцов, подарков, иной продукции, а продвижение информации о продукции, реализуемых товарах (работах, услугах) либо об организации — производителе товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, отношения, возникающие в процессе безвозмездной передачи образцов товаров (тестеров), следует считать частью рекламной кампании производителя (поставщика, продавца). Их нельзя признать дарением (пожертвованием — разновидностью дарения согласно ст. 553 ГК) или безвозмездной (спонсорской) помощью, регулируемой Указом № 300, а расходы производителя (поставщика, продавца), связанные с такой передачей, относить к расходам на рекламу.
Как оформить передачу и произвести учет тестеров?
По общему правилу в возмездном договоре между контрагентами на поставку продукции,
к которой прилагаются бесплатные образцы этой продукции (тестеры), наряду с существенными условиями возмездных правоотношений необходимо согласовать и отразить условие о передаче указанных образцов на безвозмездной основе (без оплаты). Целесообразно также определить количество и ассортимент передаваемой рекламной продукции, согласовать порядок ее распространения, необходимость и периодичность представления отчетов о ее использовании.
Поскольку каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З)), непосредственная передача образцов товаров (тестеров) производится по товарно-транспортной или товарной накладной установленной формы (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192), в которой указываются их стоимость, ставка и сумма НДС и иные сведения, установленные п. 2 ст. 10 Закона № 57-З. При оприходовании безвозмездно переданной рекламной продукции суммы НДС, выделенные в первичных учетных документах, принимаются к вычету (части вторая — четвертая п. 3 ст. 97, часть третья п. 15 ст. 107 НК) в организациях-получателях, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Налоговая база по НДС в соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 97 НК определяется исходя из себестоимости безвозмездно переданной рекламной продукции.
Поскольку перечень затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведенный в п. 1 ст. 131 НК, не содержит статьи затрат на рекламу, указанные расходы в полном объеме включаются в состав затрат по реализации товаров, учитываемых при налогообложении прибыли организации.