Вы на портале

С кем нужно согласовывать предоставляемую спонсорскую помощь?

В уставном фонде хозяйственного общества свыше 50 % голосующих акций принадлежит Республике Беларусь. При этом акции государства находятся в управлении двух органов государственного управления (68 % и 0,5 % соответственно) и одной государственной организации (0,004 %). Хозяйственное общество периодически предоставляет безвозмездную (спонсорскую) помощь. Принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи отнесено уставом к компетенции наблюдательного совета. Вправе ли хозяйственное общество получать согласие на предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи только у руководителя государственного органа, который осуществляет управление 68 % акций?

Обновлено
Скачкова Ирина
Скачкова Ирина

Консультант юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь

4757 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нет, не вправе.

Получение согласия руководителей всех государственных органов, государственных организаций, осуществляющих управление акциями, является обязательным.

Отношения по безвозмездной передаче денежных средств, товаров (имущества, имущественных прав), работ, услуг в Республике Беларусь регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее — Указ № 300) и иными нормативными правовыми актами.

Исходя из части четвертой п. 9 Указа № 300 организации, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь, и (или) ее административно-территориальных единиц, и (или) юридических лиц государственной формы собственности, предоставляют безвозмездную (спонсорскую) помощь с согласия руководителей соответствующих государственных органов, государственных организаций, осуществляющих управление этими долями (акциями).

Каких-либо ограничений по составу, количеству государственных органов, государственных организаций, руководители которых дают такое согласие, Указ № 300 не устанавливает.

От редакции.

Полагаем, что государственным органам следует изменить подход к регулированию данного вопроса, поскольку такое формальное толкование излишне бюрократизирует и усложняет отношения по предоставлению и использованию безвозмездной (спонсорской) помощи.
К примеру, может сложиться следующая ситуация. Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи принято наблюдательным советом. При этом «за» проголосовал представитель государственного органа, обладающего 68 % голосов, а представитель государственной организации, обладающей 0,004 % голосов, воздержался. При направлении договора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи и решения на согласование в государственный орган, который управляет 0,004 % акций, такое согласие не получено.
Другими словами, фактически решение наблюдательного совета заблокировано (отменено), а договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи не заключен по воле одного акционера, обладающего 0,004 % акций.
В случае необходимости оперативных действий по предоставлению спонсорской помощи (например, для проведения каких-либо мероприятий, соревнований, срочной закупки лекарственных средств, запасных частей для сельскохозяйственной техники и т.п.) длительное согласование может стать причиной утраты актуальности ее предоставления.
На наш взгляд, интересы государства будут защищены, а хозяйственный оборот не пострадает, если согласовывать договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи будет только государственный орган (организация), осуществляющий в хозяйственном обществе управление наибольшим количеством акций, находящихся в собственности государства.

4757 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме