— Хотелось бы начать с карьеры. Расскажите вкратце о старте своего карьерного пути. Как Вы решили стать юристом?
— В детстве мечтаний о будущей профессии было много: и доктор, потому что «благородно» (как бабушка), и модельер, потому что «красиво» (как мама), и многое другое. Но в итоге я окончила школу с уклоном в изучении математики и программирования с золотой медалью. И, несмотря на то, что мое логическое мышление развивалось благодаря школе и родителям на протяжении 11 лет, выбор профессии я сделала, основываясь на… интуиции. Юристов в роду нет, и мой выбор многих очень удивил.
Искренне благодарю родителей за то, что поддержали меня в тот момент, потому что, как показала жизнь, выбор профессии оказался абсолютно верным. Я уверенно могу сказать, что наслаждаюсь тем, что делаю.
— Какие этапы на профессиональном пути Вы считаете важными или, быть может, переломными?
— Очень важным моментом в юридическом становлении стала работа по распределению. Это было научно-производственное объединение «НПО "Центр"» (занимается станкостроением в области промышленности), в которое я пришла только что выпущенным из кузницы знаний специалистом. Школа оказалась очень хорошей. Именно там я поняла всю систему государственного ведения бизнеса.
После 3 лет практики у меня уже были четкие представления о том, «как должно быть». Оставалось развиваться в направлении «как может быть», а это возможно только в частном бизнесе.
Несколько лет я проработала в компаниях маленького масштаба, где все бизнес-процессы как на ладошке — видишь, участвуешь, понимаешь.
В 2011 г. я пришла в международную компанию ИООО «ЭПАМ Системз», которая является одним из ведущих разработчиков программного обеспечения.
Все, что происходит в жизни, не случайно — и события, и люди, которые встречаются на нашем пути, и мысли, которые возникают на этом фоне. Именно они и формируют нас как личность и как профессионала. Поэтому я всегда благодарна за то, что получаю в жизни. Не бывает неправильных решений — бывают решения, которые учат. И я довольна своими решениями и тем, как это было.
Топ-5 принципов от Алеси Пуховой
— Я не сторонница жить по принципам и правилам. Жить нужно в ладу с самим собой. Могу лишь поделиться своими наблюдениями за собой.
— Я открыта к тому, что происходит.
— Я отдаю, ничего не ожидая взамен.
— Я принимаю, ощущая искреннюю благодарность.
— На мой взгляд, главное, чему стоит научиться, — это делать три вещи: ждать, прощать и благодарить.
— Остальное случится само собой.
— Кроме того, что Вы юрист, Вы еще и медиатор. Расскажите, как пришли в медиацию?
— Завершив обучение в Белгосуниверситете, я понимала, что это только начало. По роду своей правовой консалтинговой деятельности мне очень часто приходилось идти плечом к плечу с руководством в решении важных вопросов, урегулировании возникающих сложных ситуаций. Порой переговоры происходят весьма в жестких рамках и твердых позициях, отстаивая которые стороны работают на износ, а порой и с некоторой долей психологического надрыва. Чтобы уметь работать в широком диапазоне переговоров, я прошла обучение и теперь могу уверенно назвать себя квалифицированным переговорщиком, применяющим разные методы — от Гарвардского (win-win) до метода «жестких переговоров».
Очень важным толчком в расширении понимания переговоров как инструмента в бизнесе стала месячная стажировка по повышению квалификации управленческих кадров в Германии (Wirtschaftacademie Schleswig — Holstein GmbH) в 2009 г. Пообщавшись с представителями немецких компаний, прослушав лекции профессоров, я пришла к пониманию, что отстаивание своей позиции — очень важное и нужное умение в бизнесе. Но есть и еще более важное умение — договариваться. Смысл этого слова для меня стал приобретать больше оттенков. Договориться — это не только сопоставить позиции, подкорректировать их и в случае совместимости заключить сделку. Это еще и умение понять истинные интересы (в первую очередь свои, и лишь во вторую — своего оппонента), быть открытым в принятии ситуации и ее разрешении. При таком подходе в партнерстве доверие возрастает, эмоциональная составляющая снижается, конфликты разрешаются на стадии их возникновения. К примеру, при переговорах на стадии реализации проекта уже автоматически я задаю вопрос: «Какой выход из ситуации Вам видится?», а не угрожаю: «Согласно договору мы наложим на Вас все возможные штрафные санкции!» Авторитарный подход в бизнесе срабатывает редко, хорошие результаты показывает именно открытость к сотрудничеству.
Данные навыки следовало отточить и получить больше информации и практики. Уже даже не помню, при каких обстоятельствах я увидела объявление о наборе группы «Медиация: управление конфликтом» в Учебно-практическом учреждении «Центр медиации и переговоров» (2013 г.). В то время в Беларуси еще не был принят Закон «О медиации», и это были первые шаги в данном направлении. Я поняла, что тоже хочу пройти эти шаги.
Медиация уже на том этапе стала частью моей профессиональной жизни. Внутрикорпоративные неурядицы перестали быть помехой в работе, потому что я научилась их разрешать. Даже самые сложные переговоры уже не сопровождаются страхом неудачи и напряжением. В настоящее время в моей практике разрешение конфликтов в суде — это последняя ступень в процессе урегулирования спорной ситуации, которую я рассматриваю только как крайнюю и вынужденную. Позиция нашего департамента — приложить все силы, чтобы найти выход из ситуации мирным путем, а не доказывать в суде, кто больше прав.
Сейчас я аттестованный Министерством юстиции Республики Беларусь медиатор, поэтому моя компетенция в практической помощи разрешать конфликты расширилась с конфликтов внутри компании до конфликтов вне компании.
Признаюсь, накапливая опыт разрешения конфликтных ситуаций, невольно начинаешь переносить эти навыки и на другие области жизни: отношения с родными, друзьями, коллегами, решение личных вопросов.
«Договориться — это не только сопоставить позиции, подкорректировать их и в случае совместимости заключить сделку. Это еще и умение понять истинные интересы (в первую очередь свои, и лишь во вторую — своего оппонента), быть открытым в принятии ситуации и ее разрешении».
— Видите ли Вы перспективы для медиации в IT-области и почему? Может ли медиация стать признанным способом разрешения конфликтов?
— Конечно, перспективы для медиации в IT-области очень широки. Главным плюсом медиации является ее полная конфиденциальность и гибкость в принимаемых решениях. Это именно то, что необходимо в конфликтах, где задействованы ноу-хау, эксклюзивные разработки и где должен строго соблюдаться режим коммерческой тайны. Также очень важно сохранять партнерские отношения на протяжении реализации проекта, чему в медиации уделяется особое внимание.
Медиация очень продуктивна и в сферах трудовых конфликтов. Как известно, трудовой ресурс в IT — ключевая составляющая. Конфликты могут возникать в ходе трудового сотрудничества, от них никто не застрахован. Но сохранить этот ресурс, причем в режиме продуктивной работы, очень важно для компании.
Широкое использование медиации, как в иных развитых странах, обязательно ждет и Беларусь. Пока к этой процедуре очень настороженное отношение, потому что о ней мало известно, нет громких положительно решенных дел, нет авторитетных людей или компаний, которые бы ее открыто применяли. Но всему свое время. Наша компания уже внедряет применение медиации в определенных делах.
— Какой самый сложный или самый необычный случай в Вашей практике? Как он отразился на развитии Вашей карьеры?
— В прошлом году мы ввели в эксплуатацию новое административное здание, чему предшествовали несколько лет строительства. На определенном этапе мы отказались от генерального подрядчика и осуществляли руководство стройкой самостоятельно. Самостоятельность выразилась в более чем 100 договорах, заключенных с более чем 40 контрагентами. Этот период я жила разрешением конфликтов, без них в стройке, к сожалению, практически никак. То задержали поставку материала, то кран не приехал, то что-то повредили, то «вылезли» дополнительные работы. А сроки и цена — дело жесткое.
Результатом моей внутрикорпоративной медиативной работы стало лишь одно судебное разбирательство, и то по причине того, что мы не смогли найти подрядчика, чтобы дооформить необходимые исполнительные документы, провести окончательный расчет, и были вынуждены обратиться в суд. Все остальные конфликты заканчивались пожатием рук. Могу предположить, что именно этот результат стал весомым аргументом для того, чтобы через месяц после завершения проекта меня назначили на должность начальника правового департамента.
Также правильность взятого курса на постоянное профессиональное развитие и умение договариваться подтвердило признание нашего департамента победителем в III Республиканском конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2015» в номинации «Бизнес-услуги и потребительские услуги».
— Юридические функции, медиация — все это отнимает много времени. А как обстоит дело со свободным временем? Чем Вы увлекаетесь?
— Отдых — обязательная часть моей жизни! Всегда очень строго отслеживаю гармонию в рамках «работа — отдых». Ведь, если не восстановиться после предыдущей работы, не будет сил и энергии для следующего уверенного и твердого шага.
Я открыта к новым ощущениям всегда, поэтому пробовать люблю все! Получаю удовольствие от рисования, игры в боулинг, спа-процедур.
В прошлый свой день рождения я сделала себе подарок и неделю ходила на яхтах под парусами по Адриатическому морю со стороны Хорватии в рамках Белорусской яхтенной недели. В этом году прошла определенное обучение и, узнав много нового о вине, теперь наслаждаюсь этим напитком со знанием дела.
Но назвать своей искренней увлеченностью могу путешествия. Не перестаю удивляться широте нашего мира, его разнообразию и красоте.
«Я люблю работать, много и усердно, но умение расслабиться тоже очень важно».
— Вот Вы начальник правового департамента ведущего производителя программного обеспечения. А в жизни и юридической практике пользуетесь какими-то программами? Какие приложения установлены на Вашем смартфоне?
— Тут я Вас вряд ли чем-то удивлю. Все крайне прагматично — программы для оперативного общения Viber, Messenger, WhatsApp, почта, банковское приложение по управлению платежами и деньгами, заказ необходимых мне услуг, навигатор... Я не использую телефон для хорошего времяпрепровождения (пролистать Facebook, пока где-то кого-то ждешь, не в счет). Можно заплатить за квартиру в банке, но двумя кликами с телефона — проще. Телефон должен меня не развлекать, а делать мою жизнь легче. Поэтому главная функция телефона — он должен работать в любое время, когда мне это нужно, все должно быть под рукой и действовать быстро.