«…Юрист, которого наниматели хотят видеть у себя в команде, — это активный бизнес-партнер…»

22 апреля 2016 г. в очередной раз юридическое сообщество узнало имена лучших юридических служб. Тех, кто бросил вызов не только коллегам по цеху, но и самим себе. О том, как оценить эффективность юридической службы и что представляет собой юридическая служба, расскажет Кирилл Раковчук, начальник юридического департамента частного предприятия «ШАТЕ-М ПЛЮС», являющегося победителем конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2015» в номинации «Оптовая и розничная торговля, общественное питание».

Раковчук Кирилл

начальник юридического департамента компании «ШАТЕ-М ПЛЮС», победитель конкурса «Лучшие юридические департаменты Беларуси — 2015»

790 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Справка о юридической службе

Юридический департамент как подразделение создан и начал функционировать в 2011 г. До этого периода предприятие обходилось силами одного юрисконсульта. Помимо руководителя департамента в подразделении работают заместитель начальника отдела Ольга Мацкевич и юрисконсульт Денис Зайцев. Юридический департамент подчинен по структуре первому заместителю директора Анатолию Владимировичу Окунею.

— Кирилл Викторович, рады приветствовать Вас на страницах нашего журнала. Поздравляем Вашу юридическую службу с победой в конкурсе «Лучшие юридические департаменты Беларуси», а также с 15-летием компании. Начиная нашу беседу, хотелось бы выяснить, какое место Ваша юридическая служба занимает в структуре предприятия. Ваше управление решает, как правило, уже возникшие проблемы и дает рекомендации тогда, когда его об этом попросят, или юристы Вашего управления участвуют в решении текущих вопросов постоянно?

— Спасибо за поздравление. Юридический департамент фактически ежедневно (планово или в экстренном порядке) привлекается к обсуждению вопросов по стратегическому развитию предприятия. Например, на юридический департамент было возложено правовое обеспечение проекта «ЕвроАвтоСервис», который объединяет независимые СТО нашей страны в единую сеть с целью обеспечения высокого уровня сервисного обслуживания и ремонта автомобилей. Основная задача — оперативно дать правовую оценку планируемой сделке или сложившейся ситуации, предусмотреть все риски, дать более доступную для понимания сотрудников трактовку законодательных актов.

Справка о предприятии

Частное предприятие «ШАТЕ-М ПЛЮС» создано в 2001 г. и, как и журнал «Юрист», в этом году отмечает 15-летний юбилей. Собственником и руководителем компании является Константин Георгиевич Шавель. Основное направление деятельности «ШАТЕ-М ПЛЮС» — оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами, принадлежностями. Компания также оказывает логистические услуги, связанные с заказом, поставкой и обработкой оптовых партий автокомпонентов, складским хранением, и услуги по последующей доставке контрагентам товаров.
По итогам 2011 г. предприятие признано лучшим предпринимателем в сфере оптовой и розничной торговли Минской области.
«ШАТЕ-М ПЛЮС» в 2010–2014 гг. реализовало в Минском районе строительство и осуществило ввод в эксплуатацию комплекса придорожного сервиса и комплексного логистического центра в рамках реализации инвестиционного проекта. В 2015 г. компанией реализован масштабный проект — открытие авторизованного центра BOSCH для ремонта автотранспорта.
Компания является владельцем торговой марки автозапчастей Patron и развивает ее с 2004 г.
Главный принцип работы компании — порядочность и социальная ответственность.

— А как Вы считаете, необходимо ли для эффективной работы юрслужбы четкое разграничение функций в рамках юридического департамента? Как распределены функции между юристами в Вашем управлении?

— Я считаю и стараюсь доводить это до подчиненных, что каждый специалист должен быть универсалом и должен уметь заменить отсутствующего специалиста в любой момент и оказать оперативную и квалифицированную правовую помощь по вопросу любой сложности. Но все же разграничение функций необходимо, хоть и минимальное.

Так, у нас в департаменте на Дениса Зайцева возложены функции по осуществлению претензионно-исковой работы. С этим направлением он успешно справляется, применяя свои наработки и нестандартные креативные решения.

Ольга Мацкевич осуществляет правовое обеспечение основного подразделения — отдела продаж. Она очень строго относится к соблюдению сотрудниками внутренних положений и инструкций предприятия.

Однако в случае поступления запроса о правовой помощи и отсутствия специалиста, который чаще работает с тем или иным вопросом, всегда можно обратиться к любому специалисту департамента.

— В настоящее время юрист — это не просто специалист, знающий нормы права и применяющий их, но и немного экономист, бухгалтер и т.д. Что необходимо юристу, чтобы эффективно выполнять свои обязанности?

— На сегодняшний день помимо стандартных качеств наиболее важным в работе юриста коммерческой организации является соответствие требованиям, предъявляемым к юристу со стороны бизнеса. Эти требования в отличие от некоторых норм кодексов, принятых еще советской властью, постоянно меняются. Современная тенденция заключается в том, что юридический департамент рассматривается не иначе как активно поддерживающее бизнес подразделение. В связи с этим юрист, которого наниматели хотят видеть у себя в команде, — это активный бизнес-партнер, профессионал, имеющий четкое понимание, что его решения влияют на бизнес.

Юрист должен быть ориентирован на принятие решений, способствующих развитию бизнеса, он должен стремиться предложить не только правовое решение, но и бизнес-решение, основанное на нормах права, а также нести за него ответственность.

На сегодняшний день важны такие качества, как умение мыслить стратегически, проявлять мобильность и гибкость в принятии решений, умение быстро реагировать на изменения не только в законодательстве, но и в бизнес-процессах.

Наиболее успешны те юристы, которые способны оперативно предоставить решение в меняющихся условиях.

Также для юриста сегодня важны и коммуникативные навыки. Современный юрист — это не только специалист, погруженный в работу с правовой базой и различными документами, это еще и коммуникатор, которому необходимо находить общий язык как с представителями контрагентов и партнеров, государственных учреждений, так и с сотрудниками компании, в которой он работает.

– А как Вы, руководитель юрслужбы, оцениваете эффективность работы юриста?

— Первое и самое важное, на мой взгляд, это отсутствие обоснованных жалоб со стороны руководителей и специалистов тех подразделений, которые находятся на правовом обслуживании и в постоянном контакте со специалистом. Ну а далее — конкретные достижения и результаты по внешней деятельности подразделения.

— На Международном конгрессе юридических служб одна из сессий была посвящена управлению юридической службой, рассматривался вопрос построения системы поощрений и наказаний юридической службы. А как Вы считаете, что эффективнее: постоянный кнут сзади или пряник впереди? Какие формы мотивации эффективно используются в отношении работников Вашего управления?

— Скорее постоянный кнут сзади. Как отметил один из известных спортсменов нашей страны, в ментальности белорусов почему-то изначально заложена заниженная самооценка. Часто приходилось слышать и не обязательно от юристов: «там нам никогда такое не согласуют» или «это нереально, у нас в стране такое не прокатит». Это в меньшей степени относится к юристам, но тем не менее их тоже касается. Хотя на сегодняшний день различные формы лишений в отношении подчиненных пока не приходилось использовать.

— Расскажите о последней решенной юридической службой проблеме. Какой-нибудь необычный запрос от внутреннего или внешнего клиента?

— Наша компания осуществляет экспортные поставки в Российскую Федерацию и по условиям сделок обязана доставлять товар нерезидентам. Объемы заказов таковы, что нашим транспортом почти каждый день осуществляется перевозка грузов. Как известно, таможенный контроль на границе между странами — участницами Таможенного союза отсутствует. Вместе с тем Федеральная таможенная служба РФ на границе, как и наша таможенная служба, проводит мониторинг транспортных средств, следующих из Беларуси в Россию.

И вот от водителей стала поступать информация о том, что при проверке сопроводительных документов представителями Федеральной таможенной службы РФ были высказаны претензии в неправильном оформлении накладных, а именно в отсутствии обязательных сведений о номере и дате грузовой таможенной декларации по товарам, происходящим из третьих стран, и в отсутствии самих грузовых таможенных деклараций.

Специалисты юридического департамента оперативно разобрались в ситуации и подготовили памятку как для каждого из наших водителей, так и для представителей Федеральной таможенной службы РФ, разъясняющую нормативное регулирование данной ситуации. В памятке были приведены выдержки из решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 335, согласно которому Комиссия Таможенного союза именно по предложению Федеральной таможенной службы РФ установила основания признания статуса товаров Таможенного союза, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территориях государств — членов Таможенного союза, исключительно на основании наличия стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов. И далее выдержка из нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих осуществление международных перевозок и порядок заполнения товаросопроводительных документов.

После изучения памятки вопросы по сопроводительным документам со стороны представителей ФТС прекратились.

— А могут ли иметь место конфликты бизнес-интересов и законности? Что должен в таких случаях делать юрист?

— На самом деле на сегодняшний день они не только могут быть, а регулярно присутствуют. Если бы их не было, то юристы компаний и адвокаты уже забыли бы про Кодекс об административных правонарушениях, а судьи — про административные дела в отношении субъектов хозяйствования.

Задача любого юриста — дать правовую оценку бизнес-процессу, предполагаемому к реализации проекту, условиям сделки, предлагаемым к согласованию, представив полную информацию о возможных рисках и последствиях, санкциях на юридическое лицо и отдельно — на ответственных за хозяйственную операцию должностных лиц. Свою позицию юристу следует четко зафиксировать и донести до лица, ответственного за принятие решения, подкрепив судебной практикой, необходимыми компетентными комментариями и разъяснениями.

— Как Вы думаете, достаточен ли текущий уровень профессионального взаимодействия юристов предприятий между собой? Считаете ли Вы, что следует поднимать уровень такого профессионального общения и консолидации?

— На сегодняшний день уровень взаимодействия недостаточен. У юристов компаний всегда есть необходимость в поиске решения практических задач через успешный опыт коллег иных предприятий и лицензиатов и в обмене опытом. На примере соседей в РФ есть необходимость создания некой регулярно действующей площадки, доступного для всех форума, на котором регулярно бы велся диалог и обсуждались общие темы, острые вопросы как практикующими юристами компаний, лицензиатами, так и представителями государства, судьями, прокурорами, представителями контролирующих органов, министерств. Результатом такого взаимодействия могло бы стать совершенствование практики правоприменения, действующего законодательства.

На сегодня мы видим, что работа в этом направлении ведется, в том числе журналом «Юрист». Это и круглые столы, организуемые редакцией, и Международный конгресс юридических служб LawSpring, и сообщество «Юристы Беларуси» в соцсетях. Также необходимо отметить уже давно существующий форум jurgroup.com, где есть серьезное правовое наполнение и обмен опытом практикующих юристов, в том числе и моим.

— Как Вы оцениваете проводимый журналом «Юрист» конкурс «Лучшие юридические департаменты Беларуси»? Полезен ли он юристам предприятий?

— Это очень серьезное конкурентное соревновательное мероприятие юридических служб предприятий. Исходя из состава привлекаемых экспертов у конкурса республиканское значение и он фактически проводится при поддержке Совета Министров.

Для нас участие в конкурсе было возможностью немного отвлечься от постоянного напряжения растущих объемов и посмотреть на итоги работы департамента со стороны, а по результатам победы почувствовать еще большую уверенность в своих силах.

Я думаю, что и у остальных юридических служб компаний примерно такие же ощущения от участия в конкурсе.

— Большое спасибо за беседу!

790 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Исковая давность в перевозках и удлинение ее срока до 6 месяцев

Ситуация: между ЧТУП «С» (перевозчик) и СУП «С» (заказчик) был заключен договор перевозки грузов на автомобиле. Оплата не была произведена. Перевозчик обратился в суд.
№ 5, май 2018 Карпекин Антон
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1794

LawFilms Belarus: Юристы смотрят кино про юристов

Вы юрист и испытываете чувство гордости за профессию? Значит, вы любите хорошее кино про юристов, правовые ситуации, судебные процессы, победы и поражения! Каждый месяц л...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1932